Новое в экологии в 2021 году

novoe-v-ekologii-v-2021-godu

Уважаемые коллеги, приветствуем вас!
В конце 2020 года произошло много изменений в законодательстве экологии и окружающей среды. Подарком для всех экологов и руководителей, а также ответственным лицам, мы подготовили серию статей охватывающие области изменений, новое в экологии в 2021 году. Следующие статьи будут посвящены отчетному периоду за 2020 год, изменениям в экологическом законодательстве с 2021 года, характеристике природоохранного законодательства, основным отчетным формам за 2020 год, срокам подачи их, требованиям, предъявляемым к этим отчетным формам, а также тому какие категории объектов должны будут предоставлять эти формы, и конечно же рекомендации по подготовке к отчетному периоду. Итак, ловите море пользы!

Содержание:

1. Природоохранные требования
2. Закон об охране окружающей среды
3. Закон об отходах производства и потребления
4. Закон об охране атмосферного воздуха
5. Ответы на вопросы

1. Природоохранные требования

2020 год был не простым, регуляторная гильотина (подробнее об изменениях читайте здесь) отменила много действующих привычных нам нормативно-правовых актов.

Любая хозяйственная деятельность сопровождается негативным воздействием на окружающую среду. Это могут быть как выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, так и сброс веществ в водные объекты. Но при этом есть еще один вид негативного воздействия — это образование отходов. С ним, конечно, сталкивается каждый человек, каждая организация, и предприятие. Поэтому в этой статье будет рассмотрена отчетность, которую необходимо будет подавать и объектом у которых нет категорий.

Отношения в сфере охраны окружающей среды, регулируются множеством законодательных актов, в том числе международными договорами. При этом есть ряд профильных кодексов, как Земельный кодекс Российской Федерации в котором сказано, что «охрана земель — это деятельность государственных органов юридических и физических лиц направленные на предотвращение и минимизации негативного воздействия на земельные ресурсы».

При этом согласно Водному кодексу Российской Федерации, собственники водных объектов должны осуществлять мероприятия, направленные также на минимизацию негативного воздействия на данные объекты и на предотвращение загрязнения данного объекта в результате деятельности. Также в Водном кодексе Российской Федерации указано, что в водных объектах нельзя захоранивать как отходы производства и потребления, так и суда, вышедшие из строя и различные технические части.

Охрана лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, а также деятельностью государственных органов юридических и физических лиц направленные на минимизацию негативного воздействия на предотвращение загрязнения данных ресурсов.

При этом есть ряд профильных федеральных законов и хотелось бы выделить, что к сожалению в практике встречается, что при курировании процессов экологической безопасности зачастую теряются из вида требования закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Он рассматривает вопросы касающиеся охраны здоровья человека, но при этом в нем есть и требования, относящиеся к требованиям обращению с отходами.

Также есть собственная классификация отходов, отличная от классификации, представленной в 89 Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».  В законе оговорено требование о наличии санитарных защитных зон у объектов, как некой буферной зоной позволяющей минимизировать негативное воздействие на жилую территорию. Если данный закон вами не изучен, постарайтесь уделить ему больше времени. При проверках Роспотребнадзора которые приходят, например в сфере охраны труда, также могут возникнуть вопросы касающиеся сферы природопользования.

2. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Базовый закон, это Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Многим он хорошо знаком, он как настольная книга, в которой описаны базовые требования по всем сферам деятельности, но при этом хотелось бы выделить несколько аспектов как наиболее такие основополагающие и те о которых периодически забывают при осуществлении деятельности.

С 2019 года действует принцип категорийности объектов, то есть четыре категории объектов и в зависимости от этой категории определяются различные требования к этим объектам. Требования как при подаче отчётности, так и при проведении различных мероприятий.

Полный перечень Законодательной базы по экологии 2021 с разъяснениями вы можете скачать здесь.  В нем собраны:
Профильные федеральные законы
Профильные кодексы
Кодексы о нарушениях
Ссылки на статьи регулирующие обучение персонала, принципа платности, принципы категорийности, основ нормирования

Необходимо четко понимать, какой категории у вас объект в зависимости от этого к какому уровню надзора вы принадлежите, какие требования к вам относятся.

Также в этом законе закреплен принцип платности.  Это плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая уплачивается в случае выбросов стационарными источниками загрязняющих веществ в атмосферный воздух.  Либо если есть негативное воздействие хранения, захоронения отходов, и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Не стоит забывать, что также нормирование в области охраны окружающей среды, зависит от категорий объектов, поэтому ст.19.-31.2 необходимо изучить в зависимости от того какая у вас категория и в случае, если у вас актуализируются данные и меняется категория.

Еще одна статья хорошо известная крупным предприятиям, но офисы и малые предприятия периодически выпадают из-под этого требования, это ст.73(Закреплено требование об обучении руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений по программе по экологической безопасности и охране окружающей среды) в которой говорится что «руководители организаций и специалисты ответственные за принятие решений в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду,

должны быть обучены в сфере экологической безопасности».

Напомним, что негативное воздействие может быть вызвано и образованием отходов. Следовательно, руководители офисных организаций, компании у которых нет таких производств, сбросов в водные объекты, выбросов загрязняющих веществ, нет производства продукции, просто ведут административную деятельность, они тоже должны быть обучены по программе «Обеспечение экологической безопасности».

Четких требований к данным программа в законодательстве нет, при этом в большинстве образовательных центров разработаны программы полностью закрывающие все вопросы по этой теме, позволяющей обучать персонал и руководителей.

Пройти обучение по программе  «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»

3. Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Следующий профильный Федеральный закон, который также имеет много основных требований и понятий, это Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», закон, который курирует обращения с отходами.

В этом законе заложен принцип платности, т.е. платность за размещение отходов производства и потребления, рассмотрены такие случаи когда образуются только ТКО, и кто платит если образуются именно такие отходы,  а также выделена классификация отходов причём как пять классов опасности, так регламентировано ведение государственного кадастра отходов и собственно в его составе есть федеральный классификатор отходов, код который присваивается отходам. С ними можно ознакомиться в этом классификаторе.

В этом же законе есть ст. 15 (Закреплено требование по обучению персонала, осуществляющего работы с отходами IIV классов опасности) которая посвященная образованию персонала проведению обучения данных работников, которые связаны с работами по сбору, транспортированию и утилизация отходов производства и потребления.Если работник проводит работы с отходами и у компании есть лицензия на обращение с отходами, то этот работник должен быть обучен.  При этом существует практика, когда компании у которых нет лицензии на обращение с отходами, они проводят только накопления, они также осуществляют обучение работников, чтобы повысить безопасность осуществляемых процессов.

Пройти обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I — IV классов опасности»

Отметим, что обращения с ломом драгоценных металлов регулируется законом 41 Федеральный закон «О драгоценных металлах и камнях».

В декабре 2020 года рассматривались внесение изменений в данный федеральный закон касающиеся системы обращения с вторичными материальными ресурсами. За данной повестка необходимо следить, так как важно помнить, что есть распоряжение правительства №1589, в котором дан перечень отходов, обладающих полезными и ценными компонентами и захоронение которых запрещено.

С 2021 года вступает в силу новый перечень объемов отходов которых запрещён к захоронению, в нем указаны различные виды техники и лома.

4. Федеральный закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Охрана атмосферного воздуха регламентируется законом «Об охране атмосферного воздуха», в нем прописаны полномочия Российской Федерации в государственных органах, общие требования в сфере охраны атмосферного воздуха, нормирования и государственного учета, также экономические механизмы охраны атмосферного воздуха, принцип платности, но именно в сфере охраны атмосферного воздуха.

Не стоит забывать что есть такая область, как неблагоприятные метеорологические условия, при которых нужно осуществлять определенные мероприятия и согласно статье 19 (Закреплено требование о проведении мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов НМУ) данные мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются для всех объектов имеющих источник загрязнения выбросов, за исключением объектов 4 категории.

Более подробно описано об этом в приказе Минприроды №811, в нем также определено, что данное мероприятие разрабатываться объектами 1 2 3 категории.

5. Ответы на вопросы

Вопрос: Если все отходы вывозит региональный оператор, то декларация нулевая?

Ответ: Если отходы только ТКО, то декларация будет нулевая.  Если отходы не ТКО, то посмотрите ещё раз ваш договор с региональным оператором, какие функции прописаны в нем, будет ли он подавать некую обобщающую декларацию.  Но декларацию необходимо подавать, потому что за отходы не относящиеся к ТКО платит образователь отходов.

Продолжение читайте в следующих статьях:
Регуляторная гильотина 2021. Отмена природоохранных НПА и формирование новых документов
Изменения в экологическом законодательстве с 2021 года
Календарь эколога на 2021 год Отчетность
Экология Отчеты 2021, 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух),4-ОС

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...